Тысяча инвесторов вместо кредита

ВЕКСЕЛЯ И ОБЛИГАЦИИ: АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ БИЗНЕСА
Если предприятию нужны деньги, оно берет кредит в банке. Впрочем, возможны варианты…
Чем крупнее организация, тем больше у нее способов привлечь деньги «со стороны», иными словами — с публичного рынка. Компании, «заметные» для европейских рейтингов, привлекают самые дешевые деньги – синдицированные кредиты по низким ставкам, выпускают еврооблигации* и тому подобное. Компании масштабом поменьше работают с российским рынком. Самый «распиаренный» способ — IPO, то есть привлечение денег через выпуск и размещение акций. Если компания, проведшая IPO, получает прибыль, то и покупатели акций ее получают, если нет — что ж, таков рынок. К схеме с размещением акций компании прибегают, если нужна сумма не менее 2 млрд руб. Само собой, перед этим необходимо сформировать «кредит доверия» к компании, поэтому применять IPO могут только большие предприятия с прозрачной структурой. Кроме того, владелец бизнеса, продавая акции, должен понимать, что это действие чревато рисками, в первую очередь касающимися управленческих полномочий. От минимального, когда при принятии решений придется считаться с мнением акционеров, до рейдерства. Однако на рынке существуют и другие способы привлечения денег, больше похожие на кредит и без риска для права собственности.
Облигации
Облигации — ценные бумаги, выпускаемые для привлечения средств с обязательством выкупить их после истечения определенного срока по номинальной стоимости плюс определенный процент. Бывают дисконтные и купонные облигации. Дисконтные продаются со скидкой (дисконтом), а выкупаются по номинальной стоимости. Купонные облигации — ценные бумаги с периодической доходностью: срок размещения делится на периоды (купоны), в конце каждого из которых инвестор получает выплаты по процентам, а последняя купонная выплата сопровождается выкупом облигации.
Облигационные займы доступны крупным региональным компаниям. На такой займ имеет смысл выходить ради получения суммы от полумиллиарда рублей, а средняя сумма облигационного займа по России в прошлом году составила 2,1 млрд руб. Грубо объем возможного для компании займа можно оценить как 10% годового оборота. Ставка по облигациям, как правило, меньше ставки по кредитам на 1,5–2%. К тому же под кредит, как правило, требуется залог, а выпуск облигаций может быть и без обеспечения.
Что дает покупка облигаций инвесторам?
Доходность по облигациям, как правило, ниже, чем от удачного вложения в акции, — однако и риски по ним значительно меньше: все равно эмитент обязан их выкупить. Облигации интересны в основном институциональным инвесторам: страховым компаниям, банкам, НПФ. Частные инвесторы покупают их редко.
Если компания выходит на дебютный займ (выпускает облигации в первый раз), то значительно выиграть по деньгам по сравнению с кредитом у нее вряд ли выйдет: инвесторы под низкую ставку незнакомцам деньги не занимают. Однако этот займ важен для формирования «публичной истории» компании, имени на рынке и доверия инвесторов. Разумеется, степень раскрытия информации при облигационном займе вряд ли меньше, чем при IPO. Компания, привлекающая средства по этой схеме, обязана публиковать годовые и ежеквартальные финансовые отчеты, а кроме этого, сообщать (на собственном сайте, новостных лентах и в СМИ) информацию обо всех значимых событиях: крупных сделках, изменениях в составе собственников, собраниях акционеров и директоров, а также обо всех этапах эмиссии, включая принятие решения о ней. Подробнее об этом — в «Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденном приказом ФСФР от 16.03.2005. Само собой, «раскрывать» баланс с убытками смысла нет: из документов должно быть ясно, как будут формироваться дивиденды. Как только компания объявляет о своем выходе на публичные рынки заимствований, банки сразу же снижают для нее ставки по кредитам.
Векселя
Если компании нужен не миллиард, а сумма на порядок меньше, то ей подойдет вексельный займ. Вексель — обязательство выплатить определенную денежную сумму в определенный срок. Это тоже беззалоговый инструмент.
Вексель, в отличие от облигаций, не является эмиссионной ценной бумагой, поэтому для него не нужно писать проспект эмиссии и регистрировать его в ФСФР. Нижнего порога выпуска практически нет — это может быть и пять, и пятьдесят миллионов рублей. И «раскрытие информации» для вексельного займа не требуется. Формально. Если компания найдет покупателей «под очаровательную улыбку» — замечательно. Но учтите, что брокер, помогающий размещать векселя, не станет предлагать своим клиентам сомнительные бумаги.
Чтобы брокер и его клиенты поверили фирме-заемщику, скорее всего, понадобится инвестиционный меморандум — то есть описание компании, ее рентабельности, целей, на которые планируется потратить полученные средства. Составление меморандума тоже требует открытости. Правда, многие параметры, необходимые для выхода на облигационный займ, для вексельного не нужны. Например, выпуск облигаций требует наличия независимого от акционеров директора в совете директоров и отчетности по МСФО (Международная система финансовой отчетности), а если речь идет о выпуске еврооблигаций, то компании следует запастись минимум двумя рейтингами уровня не ниже «В-» от «большой тройки» рейтинговых агентств**. Для вексельного займа это, конечно, тоже не минус, но совсем не обязательно.
Важно
Если срок облигационного займа составляет несколько лет (от 2 до 5 — краткосрочный, от 5 до 10 — среднесрочный, от 10 до 30 — долгосрочный), то вексельный займ выпускается на несколько месяцев. И в том и в другом случае для первого выпуска рекомендуется выбрать наименьший из возможных сроков. Есть разница и в сроках организации выпуска: если для подготовки облигационного займа от момента решения до размещения потребуется не менее полугода, то для вексельного — около 3 месяцев.
Если же выбирать между вексельным займом и кредитом, то руководитель компании должен решить для себя, готов ли он «открыться» только банку на конфиденциальных условиях — или широкому кругу инвесторов. Ставка по вексельным займам сопоставима с кредитной и на 1–2% выше ставки по облигациям. Однако вексель — это тоже путь формирования публичной кредитной истории и неплохой «трамплин» для выхода на облигационный займ.
Между продавцом и покупателем
Обычно предприятию, выходящему на облигационный или вексельный займ, помогает организатор выпуска. Это может быть брокерская компания или инвестиционный банк. Обычно в обязанности организатора входит написание и регистрация проспекта эмиссии для облигаций или инвестиционного меморандума для векселей, формирование листа заявок, размещение займа и ряд других процедурных действий. В том числе организатор должен найти андеррайтера. Условно андеррайтер — это инвестор, который выполняет «страховую» функцию: обязуется выкупить либо определенную часть займа, либо нераспределенные бумаги после размещения. Размещение векселей обычно идет через клиентскую базу брокера, а облигации, если займ открытый, могут выйти на биржевой рынок — например, через ММВБ.
При выпуске векселей компании понадобится компания-домицилянт (часто эту функцию исполняет банк), которая будет принимать векселя к погашению. Эти накладные расходы составят от 0,5 до 2% от объема привлеченных средств. Если компания выпускает ценные бумаги на публичный рынок в первый раз, то вряд ли кто-то согласится работать с ней за плату менее чем 1% от суммы займа. И наоборот, чем дальше — тем дешевле.
Управляем долгом
При выпуске публичных займов компания-заемщик имеет определенную свободу маневра при управлении размером долга. Если займ вексельный, то она через брокера или с помощью объявлений в СМИ может выкупить векселя раньше установленного срока. Облигации можно выкупить по такой же схеме, а также через биржу. Распространенный способ управления долгом — облигации с переменной ставкой купона. Выглядит это так: на первые несколько сроков (купонов) компания устанавливает фиксированные ставки (скажем, 11%), остальные до некоторого времени остаются неизвестными. Если компании необходимо выкупить облигации, она предупреждает, что ставка по следующему купону будет не 11, а 1,5%. Инвесторы в этом случае могут продать свои бумаги компании во время получения дивидендов по последнему купону. Конечно, могут найтись и те, кто откажется продавать до срока погашения — тут уже ничего не поделаешь.
Способом повышения привлекательности облигационного займа может стать оферта — когда инвестор вправе продать компании-эмитенту свои облигации в определенные даты. В условиях нестабильного рынка это и плюс, и минус. Плюс для инвестора — он может спокойно перевести средства из одного вложения в другое. Минус для эмитента: выпустил облигации по оферте — рынок «тряхнуло» — изволь выкупать собственные облигации.

Другие материалы по теме

1 Комментарий

  1. davit:

    esli dadite kredit ili grant dla nahalo fermi pastroit kupi vso materali et umina firmanazvania 2006 et bakavski hot eslidadite audit acenil dva milonav dolarav 500egtarav kupic karovi svini texniku da kabasni cex i tak dalhe i vinisti vizde ukrainu vkievitak dalhe sobstvini magazinax

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *