Стадии обучения от новичка к эксперту

На рисунке представлены стадии компетентности, через которые, обычно, проходит человек для того, чтобы приобрести необходимые знания для использования их в повседневных задачах.
Стадия Новичок (Begginer)
На этом уровне находятся люди, которые не знают о существовании или не осознают важность определенных знаний. Иногда даже отвергающие важность и полезность этих знаний.
Пока новичок не осознает нехватку знаний/навыков, невозможно стать лучше и перейти на следующий уровень. Осознание приходит при общении с более опытными коллегами или при столкновении с проблемами/задачами, которые невозможно или очень трудно решить, обладая текущим набором знаний/умений. Попытки научить чему-либо новичка, обычно, ни к чему не приводят, пока он сам не перейдет на следующий уровень.
Стадия Ученик (Learner)
Отсутствие необходимых знаний, обычно, выявляется через попытки что-то сделать и последующие неудачи, которые возникают из-за недостатка знаний/умений, и это в свою очередь порождает жажду знаний. Ученик уже знает о существовании дополнительных знаний/умений и осознает их важность. В идеале, учащийся дает обязательство получать и практиковать новые знания/умения, пока не будет достигнут необходимый уровень.
На этой стадии очень важно обратиться к “правильным” источникам информации и хорошим тренингам.
Стадия Практикант (Apprentice)
Когда определенные знания/навыки получены и применяются на постоянной основе, то стадия осознанной компетентности достигнута. Но на этой стадии практиканты должны прилагать определенные усилия, чтобы применять полученные знания/навыки постоянно; практикант все еще нуждается в выработке привычки постоянно применять эти навыки. Знания получены, но требуют практики, чтобы стать “второй натурой”.
Получив определенные навыки/знания и выполнив задачу с их помощью, можно написать себе “РУКОВОДСТВО” или документ, который в последствие позволит выполнить эту же задачу без значительных усилий.
Стадия Эксперт (Expert)
Это ступень, когда знания/навыки используются без дополнительных напоминаний/усилий, как например, умение водить автомобиль, плавать или кататься на лыжах. Это становится настолько естественным, что решение использовать знание/навык уже бессознательное. Это уже ступень мастерства, когда навыки превращаются в искусство и эксперт может стать учителем.
На этой стадии можно задуматься над помощью другим людям (ученикам) в приобретении знаний. Хотя не всегда это может получиться, так как нужно обладать не только определенными знаниями на уровне Эксперта, но и навыками учителя

Другие материалы по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *